В далеком детстве у меня на полочке стояли все зилы, включая самый первый и ценный в наши дни экземпляр. Только тогда это воспринималось как игрушки. Поэтому мои зилы были еще и трудягами : возили песок, участвовали в гонках и в лобовых столкновениях с машинками моих друзей) Другим помогла жить подростающая родня, которой все это богатство досталось по " наследству " (кроме зилов москвички, камазы, уазики и прочие машинки в масштабе 1:43).
До второй волны увлечения они не дожили. Слава Богу на витринах газетных ларьков и раскладок появилась серия "Автолегенды" которая дала толчок к новому витку)
Сейчас я машинки берегу и не позволяю себе их обижать и стоят они рядами радуют глаз. Вот только тех Зилов на полках нет. О чем сожалею, хотя они уже не представляют ценности как масштабная модель, но память дороже...
Недавно просматривая журналы про масштабные модели я наткнулся на замечательную статью, которая заинтересует не только коллекционеров но и людей, которые любят наш город и уважают его историю. Ведь эти машинки помнят все, кто родился в СССР, а тем кто не помнят - узнают.
Статья о мелочах и различиях машин разных выпусков, о развитии производства и его свертывании. Полная история. Так сказать жирная точка в "Автолегендах по Каменецки".
Задворный А.К.
________________________________
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОДЕЛЕЙ ЗИЛ:
МОДЕЛИ ИЗ КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКА
Василий и Ольга ГОРОДНЫЕ,
г. Ровно (Украина) v.olga@inbox.ru
Так получилось, что долгое время промышленный выпуск масштабных моделей грузовых автомобилей ЗИЛ был сосредоточен на предприятиях Украинской ССР. Самих базовых моделей было меньше десятка, но каждая из них имела несколько вариантов изготовления, что, несомненно, представляет интерес для истинных и наиболее заядлых коллекционеров
В 1983 г., в канун майских праздников, заплатив в магазине 5 руб. 30 коп., коллекционеры масштабных моделей смогли пополнить свои «автопарки» новой моделью грузового автомобиля - ЗиЛ-ММЗ-555, легендарного «самосвала-перехватчика», как в шутку называли настоящий грузовик за высокие динамические показатели.
Такому подарку коллекционеры были обязаны нашему правительству, которое, постоянно заботясь о повышении выпуска ТНП, обязывало особое внимание уделять выпуску игрушек и масштабных моделей, которые, иногда и моделью-то назвать трудно, особенно в современном понимании.
Как бы там ни было, но чаще всего выпуском моделей занимались предприятия, имеющие отношение к наукоёмким технологиям. Не стало исключением и Каменец-Подольское производственное объединение «Электроприбор», в котором в конце 1979 г. приступили к подготовке необходимой документации, для выпуска моделей. При этом конструкторам были предоставлены чертежи с Московского автозавода им. Лихачева и Мытищинского механического завода, что и сыграло далеко не последнюю роль, в узнаваемости самих моделей.
Модель ЗИЛ-ММЗ-555 получилась очень интересной и оригинальной по исполнению, что, даже с высоты сегодняшнего дня, заслуживает достойного уважения, а тогда она и подавно завораживала неискушенного коллекционера.
Белая металлическая облицовка, голубая кабина с открываемым капотом и самосвальный кузов с реально действующим задним бортом. Всё это на чёрной раме с подрамником и стоит на резиновых колесах, металлические диски которых отливают чёрной эмалью. Красиво...
Остановимся подробнее на описании самой модели.
Итак, модель имеет раму, которая очень напоминала настоящую: лонжероны, поперечины. Вместе с рамой отлиты передний бампер, имитация V-образного двигателя, подножки, бензобак и задние рессоры.
Балка переднего моста выполнена не менее изящно одной деталью с передними рессорами. Ну, а под самосвальную платформу был отлит металлический подрамник с кронштейном крепления «запаски» и очень «узнаваемыми» задними крыльями.
Диски передних колёс с довольно примитивным и неправдоподобным рисунком, который должен был имитировать настоящий, изготовлены одной деталью из металла. Диски задних колес представляют собой сдвоенные передние.
Всё это «обуто» в резиновые покрышки с очень развитым «зубастым» протектором, который слегка портит общее впечатление, навевая «игрушечность», но при этом у модели передняя ось подпружинена.
Кабина очень хорошо проработана, в точности повторяя наличие всех узнаваемых деталей прототипа. Так, тут присутствуют большие оконные проёмы, (но, увы, без имитации форточки, хотя первоначально она на чертежах присутствовала, но из-за огромного числа дефектов при отливке и сложности последующей обработки, от неё отказались) и характерные выштамповки на задней стенке. Кабина состоит из трёх основных частей: корпуса; капота с П-образным завесом, который очень точно имитирует наличие двух завесов у прототипа и облицовки радиатора, которая только имитирует очертания таковой на настоящем грузовике (фары «слепые», никаких сквозных отверстий, хотя подобно истории с форточками, они изначально предполагались, но возможности литьевых машин были ограниченными, что опять же приводило к дефектам).
Салонное убранство тоже состоит из трёх деталей: самого салона, с неправильной имитацией двух сидений; трёхспицевого рулевого колеса и цельного стекла. К слову, эти детали практически без изменений «дожили» до полного прекращения выпуска моделей в Каменец-Подольске.
Грузовая самосвальная платформа очень точно передает форму таковой на реальном автомобиле.
Особая «изюминка»: при поднимании кузова можно увидеть, хоть и сильно упрощённую, но реально функционирующую модель подъёмного гидроцилиндра.
Все основные компоненты крепились при помощи заклёпок, а концы осей расклепывались.
Ну и ещё одна приятность: отдельной деталью из пластмассы выполнена имитация картера двигателя, коробки передач, кардана и главной передачи, которая передней частью вставлялась в заднюю часть передней оси, а сзади защёлкивалась на задней оси.
В таком виде модель просуществовала до октября-ноября 1984 г., когда впервые подверглась модернизации. Она получила новую пластмассовую облицовку радиатора с более достоверным профилем, сквозными основными отверстиями и фарами-«стекляшками», вокруг которых, подобно настоящим, располагался чёрный ободок. Попытка сделать сквозными и пять маленьких отверстий не увенчалась успехом - качество пластмассы не позволяло этого сделать.
Спустя примерно полгода произошла очередная модернизация. Диски колёс стали пластмассовыми: передние - с более достоверным рисунком; задние двухскатные диски стали изготавливать одной деталью. Концы осей аккуратно расклёпывались и помещались в специальные ниши в дисках, после чего прикрывались маленькими круглыми декоративными заглушками.
Спустя полгода, был произведен ремонт форм, следствием которого стало появление изображения эмблемы ПО «Электроприбор», надписей «ЗиЛ-ММЗ-555», «М 1:43», «Сделано в СССР» и цены «5 р. 30 коп» на нижней части козырька, до этого они были на бумажке, которая клеилась там же.
В это же время появляется небольшая партия моделей, окрашенная в цвет хаки.
_______________
Вторая половина 1985 г. ознаменовался появлением второй модели: ЗИЛ-130В1 с полуприцепом ОдАЗ-885 в оригинальной коробочке. Модель, безусловно, завораживала. Выполненная в той же манере, что и «вторая редакция» 555-го она имела раму, опять же очень напоминающую настоящую: лонжероны, поперечины. Точно так же, вместе с рамой были отлиты передний бампер, имитация V-образ-ного двигателя, подножки, бензобак, задние рессоры и дополнительно - «седло» для крепления полуприцепа.
Сам же полуприцеп также был выполнен очень неплохо: «ажурная» рама с рессорами и кронштейном крепления запасного колеса; достоверное размещение задней оси, наличие брызговиков. Рисунок бортов соответствовал таковому у ранних версий настоящего ОдАЗ-885. Крепление полуприцепа с тягачом осуществлялось путем подворачивания одного относительно другого на 90° и лёгкого взаимного вертикального перемещения при помощи отлитого заодно с платформой кронштейна.
На нижней части грузовой платформы полуприцепа были рельефно изображены: эмблема ПО «Электроприбор», надписи «ЗИЛ-130В1 с ОдАЗ-885», «М 1:43», «Сделано в СССР» и цена «5 р. 80 коп».
Самое приятное в этой модели - диски колёс, которые окрашены в светло-серый цвет, что зрительно воспринимается очень здорово.
Примерно через год, обе модели подверглись очередной модернизации. После ремонта форм изменился способ крепления крышки капота с корпусом кабины. Вместо применяемого ранее более достоверного П-образного завеса, появился Т-образный, с широким основанием в центре, от чего достоверность модели, конечно же, пострадала, но такое решение было более технологичным. У модели седельного тягача исчез серый цвет колёсных дисков - они теперь только чёрные.
_______________
1987 г. В стране полным ходом идёт перестройка, предприятия переходят на хозрасчет и стараются удовлетворить спрос на ТНП. В этот год появляется новая модель - строительный самосвал с грузовой платформой прямоугольного типа ЗИЛ-ММЗ-4502, для которого была разработана и своя упаковка.
Первые модели этой серии были с «неправильным» рисунком на бортах грузовой самосвальной платформы: вместо трёх горизонтальных линий было две. Неточность быстро обнаружили и оперативно исправили. Точно установить количество выпущенных «неправильных» моделей не удалось. По приблизительным данным их было от 100 до 400 шт. Ныне они являются большой редкостью, но это тема для отдельного разговора.
Вернёмся к описанию модели самосвала ЗИЛ-ММЗ-4502, которая в сравнении с предыдущими имела только такую же кабину в сборе, а всё остальное было разработано заново с целью улучшения технологичности процесса и снижения себестоимости. К слову, на кабинах уменьшилась форма окон, и слегка сместились лючки на крыше.
Модель оставляет двойственное впечатление - очень достоверные грузовая платформа, подрамник с бензобаком, брызговики и весьма упрощённая рама. Одной деталью теперь изготовлены рама и абсолютно неправильной формы балка переднего моста. Изменена конструкция подножек, имитации картера КПП, кардана и заднего моста.
Для закрытия кронштейнов крепления кабины и подрамника в нижней части рамы применяется пластмассовая заглушка.
Колёсные диски так же изменились конструктивно. Теперь они состоят из двух половинок, лицевые стороны которых разные для передних и задних колёс, внутренние же - одинаковые. Их монтаж осуществлялся в следующей последовательности последовательности: на ось надевают внутренние половинки, концы осей расклепывают и накрывают соответствующими внешними половинками, соединяя их между собой путём надевания резиновой покрышки.
Для внутренних колёс на задней оси применяют диски, которые ранее устанавливались как элемент «запаски».
За счёт большей технологичности этой модели, у неё появляются «подрессоренные» передняя и задняя оси - в качестве упругого материала применяется резиновые вставки.
ЗИЛ-ММЗ-4502 стал первой моделью, у которой появились задние фонари и место под задний номерной знак. Сами задние фонари представляют собой комбинацию из двух круглых элементов, внешние - жёлтые (указатели поворотов), внутренние - красные (габариты и стоп-сигнал).
___________________
В том же году и обе ранее выпускавшиеся модели (ЗИЛ-ММЗ-555 и ЗИЛ-130В1 с ОдАЗ-885) подверглись глубокой модернизации, целью которой была унификация с моделью ЗИЛ-ММЗ-4502. Были разработаны новый подрамник с бензобаком для ЗИЛ-ММЗ-555 и навесная платформа с бензобаками и седлом для тягача ЗИЛ-130В1. Сняв подрамник с одной модели его без труда можно было переставить на другую.
Седельный тягач подвергся более серьёзной модернизации в большей степени затронувшей полуприцеп. Модель полуприцепа получила новую раму на всю длину грузовой платформы с неправильным местом сцепления. Место под заднюю ось потеряло былую реалистичность и стало напоминать цельную стену. Кроме того, на модели появились места для крепления задних фонарей и номерного знака - они присутствовали и на первых моделях, но из-за большого объёма ручного труда по сверлению от них отказались.
Изменилась и сама грузовая платформа, внешний вид которой теперь уже соответствовал реальному полуприцепу ОдАЗ-885М. Рисунок стал мельче, на вертикальных стойках бортов появились маленькие треугольники-«усилители», а сами борта получили ещё и имитацию запоров.
Обновленные модели получили и обновленные индивидуальные коробочки, оформленные в той же манере, что и коробочка ЗИЛ-ММЗ-4502.
Ну а ближе к Новому, 1988 году, Каменец-Подольский завод «Электроприбор» порадовал коллекционеров и детвору выпуском подарочных наборов, состоящим из двух картонных коробочек. Внутри нижней находилась вставка из пенопласта для размещения моделей ЗИЛ-ММЗ-555 и ЗИЛ-ММЗ-4502, после чего нижняя коробочка накрывалось верхней.
В такой же манере была выпущена серия из трёх грузовиков - к моделям ЗИЛ-ММЗ-555 и ЗИЛ-ММЗ-4502 добавили модель ЗИЛ-130В1 с полуприцепом ОдАЗ-885М, хотя на самом полуприцепе по-прежнему значилось ОдАЗ-885.
___________________
В 1990 г. появляется новая модель - самосвал ЗИЛ-ММЗ-4505, первые серийные экземпляры которой были окрашены в светло-кофейный цвет. Конструкционное исполнение этой модель было в манере её «старших братьев».
Но надо отдать заводчанам должное: в сложных условиях они сумели запустить новую модель, которая была оснащена новой рамой - под колёсную базу 3800 мм. Сама грузовая платформа точно соответствовала прототипу - даже в козырьке было сделано сквозное окошко и имитирована закреплённая лопата. Мелочь - а приятно. И также как и у предшественников - полная имитация работа самосвальной платформы.
Увы, модель не избежала явных ошибок. Так, не смотря на то, что прототип появился в 1984 г., на все модели ЗИЛ-ММЗ-4505 были установлены облицовки радиатора со старым рисунком. Кроме того, бензобак должен был быть большего объёма.
У модели ЗИЛ-ММЗ-555 обновили кузов - исчезла надпись с ценой.
В том же году разработали документацию на изготовление ещё нескольких моделей, среди которых была долгожданная модель бортового ЗИЛ-130. В планах заводчан было и изготовление всех моделей с обновленной облицовкой радиатора. Но, увы, этим планам так и не суждено было сбыться.
____________________
Большой удачей можно считать, что в 1991 г. появилась совершенно изумительная модель полуприцепа-муковоза К4АМГ, как значилось на самой модели, в паре с седельным тягачом ЗИЛ-130В1. По доброй традиции, модель получила и новую индивидуальную коробочку. Этих моделей, по сравнению с предшественниками, было выпущено очень немного, а, учитывая, что их выпуск практически совпал с развалом СССР, они сразу стала дефицитом.
Рама полуприцепа изготовлена из металла, а резервуары и прочая «навеска» из жёлтой пластмассы. На модели присутствуют и различные шланги, выполненные из чёрного полиэтилена.
Способ крепления полуприцепа к тягачу идентичен таковому у бортового полуприцепа.
Не смотря на небольшой объём выпуска, эта модель также выпускалась в нескольких вариантах.
Первый из них имел жёлтые ёмкости и надпись «МУКА», выполненную синими буквами при помощи декали. С учётом того, что в Украине всё шло к обретению независимости, надпись очень скоро заменили на украинскую «БОРОШНО», выполненную на липкой ленте, создав таким образом вторую модификацию.
Ну а потом, незадолго до прекращения выпуска этой модели в 1994 г., исчезла мелкая деталировка.
Что касается других моделей, то с 1994 г. модель ЗИЛ-ММЗ-555 в очередной раз подверглась «модернизации» - исчезла рельефная надпись «Сделано в СССР».
В этот же период на заводе начинается использование различного сырья, вследствие чего на рынке появляются модели, у которых все тёмные пластмассовые детали приобретают непонятный цвет (сплошные разводы), а стёкла -неестественный жёлтый. Качество моделей неуклонно падает. Нередки были случаи, когда откровенный брак и некомплект продавался в магазинах. Про соответствие коробок содержанию тоже зачастую речи не шло, что было - в то и паковали.
Первой сошла «со сцены» модель муковоза, став сегодня в ряд раритетов. Спустя, примерно, год-полтора за ней последовал ЗИЛ-ММЗ-4502. Затем прекращается выпуск седельного тягача.
Сложная ситуация в Украине. Очень часто люди не видят реальных денег. Не стал исключением и «Электроприбор». Рабочим на заводе перестали платить зарплату деньгами: люди получали модели или имели возможность набрать комплектующих и самостоятельно в домашних условиях наладить «выпуск» моделей, для того, что бы продав их на базаре, иметь возможность хоть как-то сводить концы с концами. Нередко модели красили масляной краской кисточкой, оставляя большие «отливы», обработка деталей тоже велась кое-как, не говоря уж о таком абсолютном нонсенсе, как установка задних колёс вместо передних, или наоборот...
Дольше всех продержался ЗИЛ-ММЗ-555, хотя и его технология изготовления к тому времени, была грубо нарушена.
В 2001 г. завод полностью прекратил выпуск моделей.
Остатки моделей, в основном ЗИЛ-ММЗ-555 последних серий, со складов завода продавались ещё до 2003 г. К тому времени формы уже разобрали, литьевые машины вывезли. О возобновлении производства не было и речи.
Модели ЗИЛов из Каменец-Подольска послужили хорошей базой для несчётного количества конверсии, пополняя, таким образом, наши коллекции.
P.S. Когда мы обратились на завод, то из неофициальных источников получили информацию о том, что все формы для производства муковоза были проданы, предположительно, в Молдавию. Быть может, мы ещё увидим когда-нибудь реинкарнацию славной модели...
_____________________________
Скрины из оригинала можна посмотреть ниже:
"Автомобильный моделизм"
© Задворний А. К.
Дивіться також: |