От армянского рынка на улицу Длинную можно пройти тремя путями (дорогами) – ул. «Иоанно Предтечи» (в оригіналі «Joanno-Predtieczenska» - С.Є.), Губернаторской и Госпитальной, а на ул.Госпитальную – через Губернаторський переулок.
Переклад з польської за виданням - Kamieniec Pod. Szkic historyczny
Коротко про частину 6 перекладу:
вул.П'ятницка, Іоанно-Предтечинська церква і її оздоблення, вірменська церква св.Миколи з дзвіницею, Миколаївська церква, комендантський палац, вул.Вірменська, вул.Госпітальна, дім молитви по Госпітальній, вірменський шпиталь по Госпітальній, вул.Довга, масонська ложа "Озіріс"
с.75-87
Перекладач - Олена Лясота
___________________
На армянский рынок и ул. "Иоанна Предтечи" боком выходит каменное здание с хвойкой крышей (o dachu podwojnym *), принадлежащее армянскому протоиерейству. Вход в здание украшен прекрасным обрамлением из пиленного камня в стиле Возрождения.
Напротив этого здания есть церковь св.Яна Крестителя или так называемый «Старый собор», относящийся к зданиям XVI века. Фундаторами ее были Ластовецкие (Lastowieccy) – подольская шляхта. В 1672г. Турки переделали ее в мечеть великого везиря. После ухода турок в XVIII была униатской. После воссоединения города с Россией перешла в распоряжение духовенства преобладающей религии и до 1870г. была кафедрой (можливо – кафедральной – С.Є.), теперь – парафияльная. С внешней стороны похожа на церковь св.Троицы, только колокольня немного выше и имеет бойницы. В этой церкви есть много численные исторические памятники XVIIв. В полу, перед (пропущено слово «mensa», можливо перекладається як трапезна – С.Є.) есть надгробная плита, немного стертая с надписью по-славянски.
Из текста видно, что погребен здесь Николай Грабовецкий (Mikołaj Grabowiecki) в 1609г. В алтаре, рядом с левой боковой дверью на плите надпись:
Читать ее следует так: «Этот камень положил пан Шимон Стрый (Szymon Stryj), министр финансов (великий вистерник молдавский (wielki wisternik multański)) и здесь положил сына своего Яна (Янечка) (Jana (Janaszka)) в 7120г. от сотворения мира (т.е. 1612г) и купил в церковь колокол за 60 злотых». Стрый (Stryj (Stroic)) Шимон wisternik multański получил в 1596г. пожалование польского шляхетства (indygienat szlachectwa polskiego). С левой стороны, перед иконостасом, гипсовый памятник Яна Рудольфа Контакузена, бывшего властелина (hospodara) волошского, умершего в Ластовцах в 1761р., с надписью.
„D. O. M.
JOANNI RUDOLPHO CANTACUZENO
Primogenito Stephani Ducis Valachiae
Hoc monumentum perennis amoris et memoriae gratia posuit
Elisabeth comitissa a Beaufremont consors dolentissima
Natus hic princeps Bucoresti 7-ma Martii A. 1669 in Valachia
Vitam obiit Lastovciis 1-ma junii in Polonia 1761
Exuvias corporis deposuit in Ecles. S. Ioan. R. G. Cam. in Podol.
A Cantacuzenis orienti ab 1341 imperantibus ortus
Armis Turcarum amisso imperio in Proavis Dominium Valachiae
et Bessarabiae ad Patrem suum numeravit.
Eodem exutus intergram a nece vitam in Gallia Germania postereo
in Polonia conservavit.
Quisquis es viator fortunae vices a deo variantis mireris
Constans haec in terris esse neąuit eam in caelis quaere".
С левой стороны от вход, под боковой дверью – надгробная плита Михаила Опушенка (Michala Opuczenka) – каменецкого советника, умершего в 1765р. С надписью: Шляхетному Михаилу Онушенку каменецкому на вечность принесена 5 февраля 1765р. шляхетной женой Еленой»
„D. O. M.
Szlachetnemu Michalowi
Opuczenkowi Radcy Kamienieckiemu na wiecznosc
dnia 5-go Lutego Roku 1765
przeniesionemu przez szlachetna Helena Malzonka
po przysiegley wdziecznosci u obowiazku oswiadczony dowod".
В коридоре с левой стороны рядом с дверью установлена в стене надгробная плита Иоахима Опушенка, умершего в 1794г. со следующей надписью: «Тут лежит тело славного Иоахима Опушенка каменецкого лавника, умершего 29 ноября 1794г.»
„D. O. M.
Tu lezy ciaіo slgo
Joachima Opuczenka
lawnika Kamienieckiego
zmarlego dnia 29
Listopada 1794 roku.
Prosi o westchnienie".
Из росписи интересны иконы в иконостасе Божьей матери и Иисуса Христа хорошего исполнения. Из памятников древней иконографии здесь есть икона Иоанна Крестителя, очень старая, но испорченная неумелой реставрацией (с правой стороны иконостаса) и икона св.Николая в отдельном алтаре (с левой стороны), перенесенная из армянской каплицы, находящейся на ул.Резницкой (Rzeznickiej) ниже дома Яжебского (Jarzкbskiego) – теперь Глембоцкого (Gікbockiego)
По ул.Губернаторской, ранее Армянской, находится армянский костел св.Николая (pod wezwaniem sw. Mikolaja). Первоначально здание было построено армянами в конце XIVв. и было деревянным, в 1495г. было разрушено, после чего сооружено новое здание. Во время осады города турками 1672г. костел был разрушен, уцелела только одна башня, в которой в 1700г. устроили каплицу св.Стефана. Нынешний костел появился в середине XVIIIв. И был освящен (konsekrowany) архиепископом львовским Валерианом Тумановичем (przez arcybiskupa lwowskiego Walerjana Tumanowicza). Сначала он был армяно-григорианским, с 1666р – униатско-армянским, а теперь – римско-католический. Колокольня похожа на оборонную башню немецких замков в стиле Возрождения. Имеет на вершине четыре башенки с бойницами; на колокольне два колокола 1722г. и маленький колокол (sygnaturka) 1761г.
Входя через двери в храм, находим пристроенную к костельному коридору галерею с красивыми колоннами в армянском стиле. Эти галереи раньше были покрытыми и застекленными и здесь армяне собирались на собрание. Через железную дверь с польськими орлами входим в храм. В большом алтаре находится прекрасная икона Армянсокй Божьей Матери. Эта икона относится к самым ценным для сердец христиан памятникам старины не взирая на вероисповедание. Написанная восковыми красками на кипарисовой доске в Xв. была вывезена из Ани - древней столицы Армении в Крым, а оттуда - в Каменец в 1380г. Во время турецкого захвата была вывезена во Львов армянскими монашками, а после привезена в Каменец w r.1700 и временно утановлена в каплице св.Стефана, спешно оборудованной в колокольне.
После постройки нового костела ее перенесли в большой алтарь в 1767г., где сейчас и находится. Из других памятников здесь есть портрет Стефана Котлубея (Sinana Kotіubaja) XIVв. - фундатора армянского костела, портреты Богдановичей и Чайковского (Bohdanowiczуw i Czajkowskiego) в серебряных рамах второй половины XVIIIв., портреты армянских епископов и прелатов XVIIIв., и начала XIXв. латунная миска XIVв. в ризнице (zakrystji), икона Благовещения (Zwiastowania N. M. P.), рисованная на жести (na blasze) в XVIIв., расположенная напротив алтаря с правой стороны, два ажурных приспособления для хранения реликвий-серебрянниц (dwa relikwjarze aїurowe srebrne) XVIIв. с архангелами и армянскими надписями вмежду wotami по бокам большого алтаря. Памятники и плиты: с левой стороны костела с надписью: "Шляхетный Войцех Шадбей - советник каменецкий на 43 году жизни отдал богу душу, перед смертью пожелал здесь быть похороненным 14 мая 1787г."
„D. O. M.
Szlachetny Woyciech
Szadbey Radca Kamieniecki
Zycia swego 43 wieku Niesmiertelna
Bogu oddawszy Dusze zwloki swe
Smiertelne Na tym chcial miec zlozone mieyscu dnia 14 maia r. p. 1787
ktory o pobozne wiernych uprasza westchnienie".
С правой стороны на плите из черного мрамора надпись: "18 июля 1789г умер президент Каменца Ян Чайковский".
“D. O. M.
Zwłoki Ciała Szlachetnego
JANA CZAYKOWSKIEGO
Prezydenta M-sta Kamieńca
dnia 18 Czerwca Roku 1789
Zmarłego. O pamięć prosi".
С левой стороны от входа, в коридоре на плите читаем: "8 октября 1796г. в этом месте погребен архидьякон, князь Николай Богданович".
“D. O. M.
Wielmożnego Niegdy lmc
Xiędza Mikołaja Bogdanowicza Archi-
dyakona Lwowskiego Proboszcza kanonika
Ormiańskiego Kamie: dnia 8 octobra 1796
roku Zmarłego w tym Mieyscu złożone
Ciała zwłoki a Dusza Pobożnego Czeka
Westchnienia".
На пороге галереи с левой стороны на плите надпись: "Здесь лежит тело Николая Черкаса, переводчика иностранных языков имеющего привелей Августа III и Станислава Августа, умершего на 63 году 24 декабря 1776г.
“D. O. M.
tu leży ciało szlachetnego
Mikołaia Czerkiesa
tłumacza ienzyków
oryentalnyćh zagranicznych,
który Nayiasnieyszym Augustowi III y Stanisławowi
Augustowi królom polskim
y Rzeczypospolitey ze...
swoiey za przywileiem us...
ce czynioc lat 63 przeżywszy wieku swego dług
...śmiertelności w roku
1776 d. 24 grudnia
w Kamieńcu wypłacił
uprasza o pobożne west...
... 7 marca".
Mikoіaj Czerkies dragoman polskiego poselstwa w Turcji.
В правой боковой галерее есть памятник в арабском стиле с армянской надписью, которая в переводе гласит: "здесь покоится прах купца Ованеса, родом из Персии из с.Ченакор около Еревана, сына Барагемчая. Ему было 30 лет в 1166г армянской эры" („grob ten byl schowkiem prochуw jego w czasie skonu Owanesa szlachetnego kupca rodem z Persji, ze wsi Konaker, okolo Erywaniu, syna z domu Baragamjan. Jemu spelnilo siк 30 lat, kiedy nastapil kres jego їycia w 1166 r. ormiaсskiej ery") т.е. в 1717г.
Часть библиотеки и архив, где были рукописи XIVв на армянском языке в 1891г. были переданы в царскую библиотеку в Петербурге (do Bibljoteki Cesarskiej w Petrogradzie)
Напротив армянского костела находится дом Комашанской (Kamyszaсskiej), теперь еврейский. Это дом комендатуры построенный Яном Витте (przez Jana Wittego) в 1770г. потом жил в нем его сын Езеф де Витте (Józef de Witte).
За армянским костелом, в конце Николаевского переулка, находится Николаевская церковь. Была здесь раньше армянская каплица Благовещения (Zwiastowania N. M. P.).
Исходя из архаической структуры, которую она имела перед реконструкцией, можно судить, что это самый старый (najstarsza) swiatynia в городе. Однако, сведения о ней имеем только с XVIIв. Тут, рядом с ней, было армянское кладбище и жили армянские монахи (mniszki ormianki), изгнанные турками в 1672г. и забравшие с собой икону Армянской Божьей матери и путешествовавшие с ней Черным морем в Македонию и в конце оказались во Львове. В 1811г. Николаевская церковь была отдана униатам и с тех пор получила название «Николаевской» („Mikolajowska"). В 1840г ее пересвятили в православную. Через несколько лет ее переделали не неузнаваемости. Из исторических памятников есть здесь вмонтированная с левой стороны, рядом с алтарем, статуя патриарха Мельдиседека (posag Melchisedeka, patrjarchy eczmiadzyсskiego), основателя кафедры в Армении, занявшего такую же во Львове, а в 1627г. умершего в Каменце по пути в Армению. Здесь есть копия иконы св.Николая, об оригинале которой говорилось выше, что находится она в церкви св.Яна (в Іоанно-Предтеченському – С.Є.). В наружной стене с правой стороны вмонтирована плита с крестом и невыразительной армянской надписью.
Рядом с церковцю, во дворе усадьбы Фокельманов (p. Fokelman), теперь еврейской, была надгробная плита с узором в стиле Возрождения и армянской надписью, которая рассказывает, что лежит здесь Гулихин, жена Соломона сына Божена Готецкого (Hulihin, malzonka Salomona syna Bezana Goteckiego), умершая в 1763г.
Оставив здания пожарной охраны, входим на ул.Госпитальную (Szpitalna), на которой находится усадьба Дверницкой, ранее Коревецхих. Над калиткой есть таблица с армянской надписью, которая в переводе гласит: величие и помощь Бога были мне избавлением. Ованес воздвиг это жилище в 1069г. армянской веры», т.е в 1620г.. В 1672г. во время бомбардировки города турками, армянский костел был разрушен, а позже турки назначили на молитвы дом в этом дворе (с левой стороны от входа). Это каменное здание с подвалами. Потолки сводчатые, на чердаке – недавно открытые под слоем штукатурки на потолке - фресковые орнаменты XIXв. Напротив этого дома (с правой стороны) был армянский госпиталь с 1614г. Под этими домами есть подвалы. Тут же рядом – во дворе Яновичей (Janowiczow), над входом в подвал есть плита, снятая со здания суда с надписью (лат.) „nolite iudicare ut non iudice mini" . На углу Губернаторского переулка находится дом Рубинштейна, раньше дом Корашевича, а еще раньше Татусевича (domostwo Rubinsztejna, dawniej d-ra Karaszewicza, a przedtem Tatusiewiczow). На ул.Госпитальную выходит фасад дома в стиле XVIIв. с интересным орнаментированием окон. Нижний этаж в этом году переделан. Ниже к этому дому пристроен откос (skarpy, а також в дужках одразу за цим: (moїe na miejscu „bкluardu" przez turkуw wystawionego obok domu Gіowackiego)), поддерживающий огород у дома бывшей комендатуры. Под откосом был подвал, принадлежащий Прохницкому (Prуchnickiego) на котором построен дом, составляющий собственность Дунина (Dunina); есть сведения, что это был «каменный мешок» („worek kamienny"), куда помещали на наказания наложниц из гарема (odaliski z haremow). Дальше находится военный госпиталь – здание казармы Витта, сооруженные Яном Витте; в середине XIXв. были реставрированы и превращены в военный госпиталь.
Ул.Длинная (Dluga) тянется с севера на юг в восточной части под Новым мостом, от одной Набережной (Nadbrzeїnej) улицы – до второй. Часть ул.Длинной носит название Резницкой, позже, в середине XIXв. южная ее часть называлась Сенаторской. На этой улице в доме №26/1 теперь принадлежащем д-ру Нейману (do d-ra Nejmana), жил долгое время известный писатель Петр Якса Быковский (Piotr Jaksa Bykowski), оставивший Каменец в 1864г.
В доме №69 принадлежащем Вайнбауму (Wajnbauma), а ранее Пилстуну (Pilsztyna) – переводчику Речи Посполитой, проходили заседания масонской ложи. Каменецкая ложа Озириса (Loze kamieniecka Ozyrysa („d'Osiris a l'Etoile flamboyante")) была открыта 26 декабря 1818г. Сначала она располагалась w domu d-ra Dymera, nastepnie в доме Баласановича (Baіasanowicza), а потом Пилстуна. На заседаниях пользовались польский и французским языком. Закрыли ее в конце 1822г. Руководителем (Mistrzem krzesla) был Францишек Димер (d-r Franciszek Dymer), инспектор больниц, pomocnikiem jego - dr Jan Czajkowski, mistrzami deputowanymi — Tomasz Michaіowski i Marcin Krokowski, sekretarzem — Ignacy Sadowski, wice-regens trybunaіu sadowego; w liczbie czіonkуw byli, miedzy innymi: bracia Sabinсscy, Szymon Czajkowski i Kozminski — kapitanowie kwatermistrzostwa, Franciszek Malinowski, Janowicz, Mikosza, z ziemian: Franciszek Dobek, Orzechowski, Raciborowski i inni)
Дом №71 – Фрида – с фасада построен в 1850г. д-ром. Алкесандром Кремером, со стороны двора имеет интересную балюстраду, в доме во дворе жил и умер епископ Мацкевич (biskup Mackiewicz), а в доме спереди – располагался суд, позже жил в нем известный писатель Александр Верила-Даровский (Aleksander Weryha-Darowski). Дом №77 является собственностью города, ранее был в нем приют, потом с 1867г до 1885г. женская гимназия, а сейчас городская школа. В доме №93 (раньше Городницкого) теперь Седлецкого (Horodnickiego, dzis Siedleckiego) жили до 1842 г. визитки(монахини). В пределах усадьбы Глембоцкого, теперь Гельмана (Glebockiego, dzis Gelmana) находился армянский костел св.Георгия. Он сгорел во время турецкой агрессии. Напротив военного госпиталя, где сейчас усадьба, принадлежащая собору, существовала в XVIIв. церковь св.Николая. Здесь же близко находился армянский костел св.Стефана. В память об этом костеле армяне, вернувшись в 1700г. устроили в колокольне каплицу. Еще ниже, в доме Терлецкого, теперь Кустовой (Terleckiego, dziњ Kustowej) с 1863 по 1874г. жил известный писатель Антоний Петкович (Адам Плуг) (Antoni Pietkiewicz (Adam Plug)).